По утверждениям водителей иномарок и всевозможных автостатей, безопасность любой иномарки, минимум на порядок превышает таковую «ведра с болтами» производства Волжского Автозавода. Так ли это? Статистики участия в ДТП различных марок ГИБДД не ведет, либо эта инфа тщательно засекречена. Приходится строить домыслы на основании общей статистики. К сожалению цифры её печальны, однако настолько ли в них виноваты автомобили ВАЗ? |
◄◄◄◄◄◄◄◄◄◄◄◄◄◄◄◄◄◄
Иномарки безопаснее? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Таблица 1.
Исходя из первых двух колонок, вроде бы это так. В Москве, где количество иномарок в составе автопарка более чем в два раза превышает общероссийский уровень, количество пострадавших и погибших в ДТП существенно ниже. Однако, не все так просто. Москвичи, из за пробок, просто не могут как следует разогнаться, чтобы достичь среднего уровня травматизма. Соответственно, за городом для горе-гонщиков рай и Московская область быстро компенсирует кажущееся городское благополучие. Сложение этих двух регионов приводит к сопоставимым, в пределах вероятностной погрешности, со средним результатам. А может в ДТП попадают только «нашемарки»? Или, по крайней мере, дают основную составляющую травматизма и смертей? Попробуем зайти с другого бока. Приморье – самый «иномарочный» регион России. Доля только японских праворульных автомобилей там 80%! А оставшиеся ВАЗы, думаю, в основном стоят по гаражам. Как мы знаем, в Японии, даже с 10-летними авто все в порядке – и подушки и АБС и пассивная безопасность. Однако, глядя на последнюю колонку, в преимуществе коренных «японок» начинаешь сомневаться. Правда, отношение количества погибших к общему числу ДТП и числу пострадавших меньше, примерно процентов на 10, но зато число ДТП на душу населения и единицу транспорта зашкаливает и превышает даже показатели Мособласти. Да и уменьшение числа жертв, возможно, следует отнести к меньшему проценту происшествий с пешеходами, жертв среди которых по статистике больше (36.5% против более 40%). Остается надежда на Тольятти - самый «жигулевский» город. Тут уж, наверное, бьются все на смерть! Ведь здесь максимальный процент Лад – более 70% автопарка. И, кроме того, присутствуют Шеви-Нивы (бывший ВАЗ-2123, тоже без подушек и АБС), Волги, Москвичей правда почти нет. Однако соответствующая колонка говорит о другом: количество погибших в ДТП и средний процент аварийности даже ниже чем в Москве! А может тут живут дисциплинированные водители? Как бы не так! Хамства вполне достаточно. 80-100 км/ч нормальная скорость на улице, пешеходы боязливо жмутся к бордюрам даже на «зебре». Затонированные вусмерть «восьмерки» с «бумц-бумц» и мазды впритирку обгоняют тебя на каждом перекрестке. И, тем не менее, статистика демонстрирует вполне умеренные, по Российским меркам, параметры травматизма, несравнимые с Приморским краем. Конечно, поездки тольяттинцев по области (дачи, в Самару) ухудшат показатели, но вряд ли, превысят уровень Мособласти. Ну что же, здесь адептам «безопасных» иномарок не повезло, однако есть, есть страны, где ведется статистика ДТП по маркам! И даже Лад там вполне достаточно! Конечно, это дружественная Латвия, член ЕС. |
Таблица 2.
И вот, наконец! Правда любителей иномарок выходит на свет! Вероятность травматизма при ДТП в Жигулях на 30-40 % выше, чем в среднем евро-японском авто. А такие замечательные марки как Опель и Мерседес и вовсе не оставляют Жигулю шанса, выигрывая более 50%! Но что это? Какой-то подвох! Количество ДТП с участием Лады и Москвича подозрительно мало. Вероятно, это москали и тольскали с лезвиями получили доступ к отчетам латышской дорожной полиции. В результате, выходит, что вероятность получить травму в ДТП на жигулях в 2-3 раза меньше, чем на иномарках. А доблестный BMW, с горячими латышскими парнями, и вовсе мечта для желающих покалечиться! Нет, такие сравнения не годятся. В топку их. Будем искать дальше. Посмотрим на Изменение уровня смертности (количества смертей на 10 000 человек) в результате ДТП с 1975 по 1998 год (%), приведенное здесь. |
Таблица 3. Как мы знаем, в 1998 году, по сравнению с 1975-м, в «культурных» странах и АБС появился, и подушки, и пассивная безопасность поднялась на новый уровень. Что можно сказать, уровень смертности, конечно, снизился, однако какова здесь роль каждого из этих факторов и кучи других? Например, драконовских штрафов нарушителям ПДД в ЕС? Кучи фотометрической аппаратуры на дорогах, круглосуточно регистрирующей, все нарушения? Стука соседей на пьяных водил в Скандинавии? Более грамотного дорожного строительства и ограничений движения? Пропаганды и повышения сознательности граждан? В общем, комплексный результат есть. Но ведь существенные улучшения пассивной безопасности, являющейся, вероятно, наиболее важным фактором, из связанных с автомобилем, есть и у нас. У Калины и Приоры этот показатель на вполне приемлемом уровне. Да и вообще, каждое семейство было шагом вперед в этом плане и только ли ВАЗа вина, что этих шагов было недостаточно? И много ли сделано за эти годы в других направлениях? Дороги, пропаганда, дорожный контроль, сознательность, каков их уровень? В общем, подойдя к проблеме диалектически можно признать: да, новый европейский или японский автомобиль несколько безопаснее нашего при равных условиях попадания в ДТП. Возможно на 20% или, какие то модели, на 40. Но! Во первых: он дороже и у человека просто может не быть возможности его приобретения. Опять же, на каком проценте остановиться? На столь часто вспоминаемом Мицубиси Лансер с 20% или на Вольво S80 с 40? А ведь между ними те самые 20%, а возможно и более, как и между Приорой и Лансером! Во вторых, о равных условиях: Более дорогие безопасные модели и более совершенны. В частности в вопросах плавности хода, шумоизоляции, мощности двигателя. Соответственно позволяют комфортно ехать на значительно большей скорости, чем ВАЗ. И владельцы этих машин активно этим пользуются, на наших сомнительного качества и безопасности дорогах. А ведь последствия столкновения соответствуют суммарному моменту инерции, а он зависит от квадрата скорости! Соответственно S80 при 80 км/ч значительно опасней 10-ки при 60. А при 120 км/ч и 100 км/ч эта разница еще больше! А что такое 120 для S80? В третьих: Большие тяжелые автомобили, например внедорожники, возможно, более безопасны для их водителя, но из за своего момента инерции, не в пример опаснее той же 10-ки для других участников движения и особенно пешеходов! В Европе и Японии это понимают и стараются ограничивать их распространение. У нас же, самцы человека, упоминая безопасность, во всю покупают этих монстров! Вероятно, при этом они имеют в виду только свою безопасность а на окружающих им конечно плевать. В принципе, ход мысли у этих «любителей» безопасности правильный, но как быть неудачникам идущим пешком, или едущим в Оке? В четвертых: Почему то подушки считаются панацеей при столкновении, однако имея семь подушек на борту, тот же самец считает, что пристегиваться ремнем безопасности непозволительное малодушие. А ведь без ремня подушки не только бесполезны, но и опасны! Где же истина?
А истина в маркетинге! Со значительно меньшей затратой сил и средств можно было обеспечить намного большую безопасность. Но это не принесет столько денег! Соответственно, мачо-концерн делает 2-3 тонного навороченного монстра с 300-сильным мотором, и скоростью 200 км/ч, но с грамотно рассчитанным кузовом, вешает на него 7 аирбагов, АБС, систему курсовой устойчивости и ву аля! Эталон безопасности готов! Далее мачо-покупатель, космополит и балагур, которому пофиг проблемы менее удачливых окружающих, выпив сто коньячку, садится в него и не пристегивая ремень отправляется в путь. При этом конечно, ограничения скорости, сплошная разметка и правила перестроения по плосам не для него.
Все это теоретические изыски. Что с практикой? Я водитель с 20-летним стажем и вот мои наблюдения: Иномарки. Прежде всего имиджевые. Даже умеренное соблюдение ПДД не для них. Примеры перед глазами ежедневно. Ограничение 70, сплошная полоса, знак обгон запрещен и местами скользко; иду 75; думете хоть один Крузер или БМВ идет сзади, спокойно соблюдая дистанцию? Ха-ха два раза! 100 минимум и полосы не для них! Выигрыш времени при езде до города составит 3-4 минуты, если нет гайцов. Если есть, будет возможность еще раз рассказать друзьям, что все менты - сволочи и быдло. Утро, сильный туман (видимость 100м), да еще и скользко; дорога по одной полосе в каждую сторону. Вереница машин тащится 60-70. Но, конечно, для Мондео и X5 это не скорость! Втискиваясь в пяти метрах впереди тебя летят, выигрывая 1-2 минуты на всем пути! Слабонервному встречному, при этом приходится почти тормозить до остановки. Поздняя осень, метель, дорога не чищена, не все еще в шипах, поэтому ползем 40 км/ч. Навстречу тоже плотный поток машин. Однако, самцы желающие обгонять все же имеются. На что рассчитывают - непонятно… Густая жилая застройка, внутриквартальный проезд, ограничение, как понимаем 20. Через бульвар, обордюренный живой изгородью с советских времен, дети простых смертных идут в школу, некоторые не глядя на дорогу. Но, конечно, заботливые папаши на внедорожниках, везут своих птенцов в соседнюю школу, которая получше, со скоростью 70-80 км/ч. Трагические происшествия регулярны. Скажете, на девятках подобных уродов тоже хватает? Вы просто не посмотрели на проблему диалектически. Во первых, процент таких деятелей на них, ниже, как минимум в несколько раз. А главное — посмотрим правде в глаза: водители имиджевых иномарок это герои нашего времени, нравится это кому или нет. Именно они образцы для подражания и кумиры, пусть на подсознании. Соответственно, хочешь стать таким - поступай так же, а тихони — жалкие лузеры! Представьте себе, что ВСЕ водители иномарок соблюдают ПДД! И ставят на место молодых отморозков, хотя бы сообщая куда следует. Что настанет на наших дорогах! Насколько это было бы эффективнее аирбагов? Скажете, это нереально? А не думали, что этого нет просто потому, что это не продается? Индивидуальная безопасность продается и весьма дорого, а коллектив пусть спасается как может.
Дороги. Московские сюжеты видим весьма часто. Дороги не плохи (деньги в Лужковской вотчине есть), но пробки по многу часов в день, за то каждый может потешить свое эго, проехав не в метро а на модной «тачиле», с кондеем. У нас с пробками все в порядке, но дороги — песня! Ямы на основных магистралях не ремонтируются месяцами, а то и годами! Снег чистится обычно через две-три недели. Большинство внутренних проездов нетронуты с советских времен + ледяная колея сантиметров — 7-8. Одно неверное движение и тебя ведет, даже на шипах! Каким образом люди на низкопосаженных БМВ ездят по нашей промзоне даже и не знаю…. Что там может быть с подвеской у супернадежной Тойоты, если мои шаровые через 15 ткм уже люфтят? Ну да они там лучше, но не до такой же степени!
Гаишники. Они возможно и мерзавцы, но тоже люди. Тоже живут в обществе потребления и не согласны с тем, что их зарплата ниже чем у банковских клерков, когда вокруг столько соблазнов. У них тоже дети и жены. Они смотрят рекламу Тоёты и Самсунга. У них начальство, не на много более «честное», чем в Газпроме, Роснефти и Альфабанке. В чем упрекнуть конкретного инспектора ДПС, тратящего большую часть рабочего времени не на поддержание порядка на дорогах, а на «добор» средств для пропитания семьи?
Итак, еще раз резюме. Способов наведения порядка на дорогах и уменьшения травматизма — много. И повышение безопасности автомобиля, только один из них, причем, не самый эффективный. Но он самый коммерчески привлекательный, хотя бы для автопроизводителей и продавцов поэтому и рулит. |
Пост из обсуждения статьи про Калину в «За рулем». Достаточно трезво…
шел мимо | 2008-02-25 11:21 Господа! Позвольте добавлю пару слов о безопасности.... Не секрет, что условно системы безопасности можно подразделить на два вида - активную и пассивную. Активная позволяет избежать аварии, пассивная-же, минимизировать ее последствия.... Активная складывается из управляемости (в том числе и всяких там электронных "помощников" водителю) и, в немалой (а то и в основной) степени из мастерства водителя и размера пули у него в голове.... Правда, тут, главное, чтобы размер пули не превышал уровня мастерства ;-)... Теперь рассмотрим пассивную безопасность... Вот тут начинается некое шаманство со стороны производителей автомобиля.... Не будем рассматривать всякие там подушки, шторки, ремни с преднатяжением и т.п. - вещи полезные и нужные, несомненно (правда до некоторого, весьма конкретного, предела)... Рассмотрим кузов автомобиля с точки зрения столкновения его с препятствием. Скорость, условно, 60 км в час.... Вот тут начинаются различные интересные варианты.... 1) Столкновение с человеком, велосипедистом, мотоциклистом..... Убьешь его нафиг - думаю всем понятно...И СЯДЕШЬ В ТЮРЬМУ.... 2) Столкновение с автомобилем классом меньше, более легким и с меньшей жесткостью кузова (Ну, типа, кайен и ока). В данном случае будет действовать закон сложения скоростей, но не для кайена, а для оки (кто не верит - учить физику и сопромат). Т.е., пострадает более легкий автомобиль, причем пострадает тем больше, чем больше масса другого автмобиля..... Тут оку хоть обложи подушками - шансов у пассажиров НОЛЬ!!!!! Т.е., наездник кайена отделается синяками, но станет убийцей.....3) Столкновение с неподвижным массивным препятствием..... Давайте вспомним историю с Каченцовым, прицесой Дианой, М. Евдокимовым и т.д. Лень расписывать физику процесса, однако прошу обратить внимание на тот факт, что катались они не на самых дешевых и опасных автомобилях, а как раз наоборот.... И что в итоге????? 4) встреча с автомобилем аналогичным по массе и по жесткости кузова.... Вот тут все как на краштестах.... Не прибавить, ни убавить.... И, наконец, 5) Встреча с автмобилем существенно превосходящим по массе и по жесткости кузова.... Помните про оку с кайеном? То-же самое!!! Если кайен повстречается с груженым кразом, то, как бы хорош не был кайен и сколько бы подушек у него не было - результат один - сложение скоростей не в пользу кайена. Краз пройдет по нему, как утюг по рубашке..... Целыми у кайена остануться, в лучшем случае, колпачки от колес..... Трупы в кайене гарантированы по любому..... Итого, что мы видим??? А то, что так называемые системы пассивной безопасности хороши только в довольно узких рамках (в лабораторных условиях) и как правило, в подавляющем количестве случаев малоэффективны..... Грубо говоря, все, нынесуществующие системы пассивной безопасности заточены в основном, под город, где и так скорости небольшие и основное количество аварий - помятое или поцарапанное крыло, и, абсолютно не способны защитить, например, на трассе.... Нет, конечно-же приятно осознавать, что "автомобиль тебя защищает" и, иногда, это действительно, так (и это хорошо).... НО, в подавляющем количестве случаев - это откровенная брехня и НАГЛЫЙ маркетинговый ход!!!! Ей Богу, лучше средства, затраченные на разработку пассивных систем безопасности, тратили на системы безопасности активные.... Типа - системы предотвращения столкновений, дотормаживания перед препятствием и т.д. К слову сказать, внедрение систем электронной безопасности в авиации МГНОВЕННО снизило количество летных происшествий В ДВА РАЗА!!!! СРАЗУ!!!!! Без изменения самих самолетов!!!
|
Параметры сравнения |
Москва+ область |
|||||
Количество ДТП |
229 140 |
14 850 |
14 000 |
28 850 |
1 157 |
4 500 |
Погибло, человек |
32 724 |
1 184 |
2 800 |
3 984 |
89 |
584 |
Погибло в процентах к количеству ДТП |
14.3% |
8.0% |
20.0% |
13.8% |
7.7% |
13.0% |
Ранено, человек |
285 362 |
17 104 |
16 000 |
33 104 |
1 403 |
5 750 |
Пострадало в процентах к количеству ДТП |
138.8% |
123.2% |
134.3% |
128.6% |
129.0% |
140.8% |
Погибло в процентах к общему количеству пострадавших |
10.3% |
6.5% |
14.9% |
10.7% |
6.0% |
9.2% |
Погибло детей |
1 276 |
17 |
|
|
2 |
26 |
Ранено детей |
25 720 |
1 377 |
|
|
171 |
543 |
Пострадало детей в процентах к количеству ДТП |
11.8% |
9.4% |
|
|
15.0% |
12.6% |
Наезд на пешехода |
Более 40% |
47.3% |
|
|
43.2% |
36.5% |
Столкновение 2-х а/м |
31.4% |
38.0% |
|
|
36.4% |
31.5% |
Население тыс.чел. В 2006 г |
142 000 |
10 383 |
6 607 |
16 990 |
760 |
2 000 |
ДТП на 1000 населения |
1.61 |
1.43 |
2.12 |
1.70 |
1.52 |
2.25 |
Единиц транспорта на 1000 населения |
254 |
299 |
280 |
290 |
335 |
211 |
Доля иномарок среди легковых автомобилей |
25% |
55% |
55% |
55% |
20% |
|
Вероятность попадания автомобиля в ДТП |
0.64% |
0.48% |
0.76% |
0.59% |
0.45% |
1.07% |
Марка |
Число зарегистрированных машин |
Количество ДТП |
Число пострадавших на 100 ДТП |
Вероятность ДТП для марки в год! |
Вероятность травматизма при поездке на марке!!! (за год) |
Volkswagen |
107246 |
9945 |
6.30 |
9.3% |
0.58% |
Audi |
84184 |
8879 |
6.40 |
10.5% |
0.68% |
“ВАЗ” |
83113 |
1440 |
10.00 |
1.7% |
0.17% |
Opel |
70306 |
6165 |
3.70 |
8.8% |
0.32% |
Ford |
63404 |
5667 |
6.40 |
8.9% |
0.57% |
BMW |
37836 |
4931 |
6.80 |
13.0% |
0.89% |
Mazda |
27345 |
4446 |
4.30 |
16.3% |
0.70% |
Mercedes-Benz |
22732 |
3294 |
4.20 |
14.5% |
0.61% |
“Москвич” |
13885 |
117 |
12.80 |
0.8% |
0.11% |
Mitsubishi |
13080 |
2100 |
3.70 |
16.1% |
0.59% |
1 |
Канада |
-63,4%* |
2 |
Гонконг |
-61,7% |
3 |
Финляндия |
-59,8% |
4 |
Австрия |
-59,1% |
5 |
Швеция |
-58,3% |
6 |
Израиль |
-49,7% |
7 |
Бельгия |
-43,8% |
8 |
Франция |
-42,6% |
9 |
Италия |
-36,7% |
10 |
Новая Зеландия |
-33,2% |
11 |
Тайвань |
-32% |
12 |
США |
-27,2% |
13 |
Япония |
-25,5% |